Церковь Рождества Христова находится на улице Кедрова (бывшей Малой Варваринской, Малой Февральской) на пересечении её с Волжской набережной.
Храм был построен в 1644 на месте деревянной церкви. Храмоздателями ее были представители двух поколений ярославской купеческой династии государевых гостей Гурьевых-Назарьевых.
Государев гость – особое почетное звание, дававшееся купцам в XVII веке за заслуги государству в коммерческих делах.
Церковь имеет сложный ансамблевый образ, это четырехстолпный храм на подклете, окруженный с трех сторон галереями, увенчанный первоначально пятью главами. Крыльцо церкви — большое, с двухскатной кровлей, на ползучих арках, типично для начального периода ярославского зодчества XVII.
Декоративное убранство храма имеет лаконичный, сдержанный характер. Стены основного храма традиционно расчленены на три части лопатками, окна обрамлены скромными по рисунку наличниками, галерея украшена горизонтальными рядами ширинок. На северо-западном углу опоры нижнего яруса галереи оформлены в виде великолепной пары мощных восьмигранных столбов. Церковь интересна как первый ярославский храм, в декор стен которого были введены “муравленые” (зелёные) изразцы. Узкие пояса изразцов двух видов — с изображением льва и семилепестковой розетки идут по верху центрального барабана и под карнизами апсид, изразчатые вставки украшают фасады крыльца. Уникальным украшением памятника является изразцовая храмозданная надпись, широкой полосой опоясывающая четверик под арками закомар, в ней сообщается дата постройки церкви и имена храмоздателей.
Рядом с церковью в 1650-е годы была возведена колокольня, решенная зодчим как сложное, многофункциональное сооружение. В нижнем ярусе были устроены Святые врата с большим и малым проходом на церковную усадьбу, во втором ярусе — надвратная церковь с обходной галереей и двумя башенками, в одной размещался часовой механизм, а в другой — третий ярус, ярус звона.
Храм достаточно долго стоял не расписанным; только в 1683 г. ярославскими мастерами были выполнены фрески в центральной части. Заказчиками работ были все те же Гурьевы ― Иван Гурьев и его сыновья. Имена мастеров остались неизвестны, но исследователи полагают, что в работе могли участвовать известные ярославские художники Дмитрий Семёнов и Фёдор Игнатьев. Все остальные росписи храма ― позднейшие.
За эти несколько веков храм и колокольня не раз ремонтировались и перестраивались, особенного изменился облик церкви. Исчезли четыре малые главы на основном объеме, была разобрана аркада, ведущая к колокольне. В советское время храм был закрыт, в 1920-х гг. его отреставрировали. В 1970 г. церковь передали в ведение Ярославского музея-заповедника. Музейных средств на поддержание уникального памятника долгое время не хватало. В конце 1990-х гг. начала рушиться обветшавшая стена колокольни, и храм был надолго закрыт на реставрацию. Только под угрозой обрушения колокольни удалось найти средства на восстановление памятника. Колокольня приведена в порядок, а вместе с ней и сам храм.