С годами вокруг становится все больше молодежи – считает российский и советский мастер афоризма Андрей Кнышев. Субъективно, оно, может быть, так и есть. Так и мелькают всякие «экстремалы» на роликах, скейтах и велосипедах – по улице не пройти. Данные статистики, тем временем, говорят нам об обратном – страна наша стареет, а это значит, что молодежи становится меньше. И это «ж-ж-ж-ж» – неспроста…
Сложно сказать, насколько проблемы Ярославля можно экстраполировать на всю страну, но у нас власти явно не рады молодым людям и их увлечениям. То есть когда нужно отчитаться, что молодежь у нас самая прогрессивная и передовая, всегда найдется инфоповод. А вот после того, как будет отснят последний видеосюжет, пожаты все нужные руки и вручены соответствующие дипломы, праздник заканчивается. Начинаются суровые будни. Показательный в этом смысле пример – положение экстремальных видов спорта.
Испокон веку они развивались, как чертополох: росли там, где удобно: не слишком много народу ходит и ездит. Прыжки на скейтах, самокатах и роликах – занятие само по себе опасное, зачем вовлекать в это дело людей, вовсе к тому не приспособленных… Но в какой-то момент, а точнее – в середине прошлого десятилетия – у властей возникла идея привести эти движения, что называется, «к единому знаменателю». Тем более, что город возглавлял тогда Владимир Слепцов – человек, понимавший толк в пиаре. Одна только попытка «приручить» байкеров чего стоила.
Впрочем, в случае со скейтерами следует признать, что команда Владимира Витальевича сумела здесь внести свой вклад не только бодрыми лозунгами, но и конкретными делами. В 2016 году в «Парке Тысячелетия», который тогда только благоустраивался, была создана современная скейт-рампа, на которой даже прошли – с большой помпой и под громкие фанфары – пара-тройка соревнований. Правда, под это дело зачем-то разломали простенькую, но родную всем экстремалам конструкцию на стадионе «Шинник»… И кое-кто из них заметил, что скоро это аукнется.
Аукнулось пару лет назад, когда на относительно новой площадке юный любитель экстрима поймал колесом самоката дырку в покрытии и сломал челюсть. Обследования конструкции показали, что фанера, которой рампа была покрыта, начала гнить. И потому до следующего инцидента остается все меньше времени. В этой ситуации новое руководство города приняло единственно верное решение – демонтировать покрытие, оставив только каркас. Правда, есть нюанс: по каркасу много не наездишься, будь ты хоть совсем «без башни». Признаем, что все это время власть не стояла на месте – аналогичные объекты появились в других локациях. Например, в Юбилейном парке, «Ярбатуте» и в ТРЦ «Космос». Правда, катание под крышей обойдется желающим в некоторую суму – не слишком обременительную при разовом посещении объекта, но весьма разорительную в постоянном тренировочном режиме. А в Юбилейном парке молодежью недовольны пожилые отдыхающие и гражданки с младенцами. Рампа там тоже не стационарная, а значит – весьма сильно гремит, когда на ней демонстрируются самые крутые элементы.
К чему таким образом, пришли наши юные и бесстрашные соплеменники? Один – не самый удобный – объект для бесплатных занятий. Смутные обещания мэрии Ярославля отремонтировать рампу в «Парке Тысячелетия». Планируется создать аналогичный объект в Брагино в парке Тридцатилетия Победы уже в следующем году. Но здесь может возникнуть та же ситуация, что и в «Юбилейном»: уж слишком разные люди привыкли отдыхать на берегах местных водоемов. Кому-то их них может не понравиться разухабистый стиль завсегдатаев скейт-парка и роллердрома. Кроме того, Брагино – крупнейший район Ярославля, но отнюдь не самый молодой. Здесь пальма первенства у района Фрунзенского, где о подобных планах пока даже не слышно. Хотя молодежь микрорайонов, расположенных вдоль проспекта Фрунзе, давно обсуждает в социальных сетях необходимость создания скейт-парка и роллердрома в шаговой доступности.
Казалось бы – такой объект не глобальных денег стоит и не так уж много нужно ему места. Если у Слепцова это получилось, что мешает Молчанову? Да, наверное, это и мешает – уже даже тому, кто отродясь на самокате не стоял, понятно, что строить нужно стационарный объект. Не из фанеры, которая гниет и коробится, а нормальный, бетонный и прочный… На котором хоть сто раз упади – не сломаешь. А вот тут-то, возможно, «собака и порылась». Попробуй, найди в современном микрорайоне хоть десять квадратных метров, которые не были бы уже выкуплены застройщками или не находились бы в «полосе отчуждения» многочисленных коммуникаций. Долго, судя по всему, придется искать. Конечно, есть в том же Фрунзенском районе Парк Судостроителей, где места, вроде бы, хоть укатайся. Но снова возникает вопрос – а можно ли здесь возводить именно стационарные объекты? А если это будет объект временный, не ждет ли его судьба той площадки, которая с такой помпой открывалась в Парке Тысячелетия?
Что же в этой ситуации остается безбашенным обладателям скейтов, роликов и BMX велосипедов? Либо копить деньги на посещение платных площадок, либо осваивать индустриальные пейзажи: лестницы домов, перила супермаркетов, трамплины тротуаров… В общем, жить по заветам того же Кнышева: «Любишь кататься? И катись к чертовой матери!». И чего же тут удивляться, что страна стареет?
Ярик Мудров