Содержание
Вторые сутки самый южный город нашего региона живет без холодной воды. А так же – без горячего водоснабжения и отопления, которые впрямую зависят от поставок холодной воды местным водоканалом в соответствующие коммунальные службы. В городе, ко всему, не работает хлебозавод – там взорвалась печь – и детские сады. Школы переведены на дистанционное обучение.
Артефакт
Сроки устранения аварии на водоводе постоянно сдвигаются – сначала было обещано наладить все к утру четверга, затем пошли обещания, что вода появится после полудня. В 16.00 появилось обращение губернатора Михаила Евраева о том, что на помощь переславским специалистам отправлены бригады ОАО «Ярославльводоканала». Трубу, по сообщениям некоторых информационных агентств, начали заваривать. Правда, гарантий, что оная конструкция не рванет в метре от свежего шва, не дает никто. Потому что эпизод этот в городе – не первый. И, увы, не последний. Инфраструктура, которая и вообще-то в регионе не блещет новизной, здесь, на исторической земле Александра Невского, почти полностью превратилась в археологический артефакт. И если провести мысленный эксперимент, выкопав все трубы, что здесь есть, уже сегодня можно узнать много нового о прошлом города.
География
Лет 15 назад, когда коммунальными проблемами Ярославля областная власть только начала заниматься всерьез, один из сотрудников профильного департамента так прокомментировал специфику города:
– Все мы знаем, что одних только сетей отопления в Переславле-Залесском – около двухсот километров, – заметил он. – А кто-нибудь задумывался, зачем небольшому городу такое количество сетей? Как их обслуживать, насколько велики в них потери, будет ли возможность их ремонтировать если большая часть земли над ними ушла в частную собственность? Прежде, чем начать что-то делать, надо найти ответы на эти вопросы.
В дальнейшем разговоре выяснилось, что к такому положению привела специфика географии города. Он, как известно, вытянулся вдоль трассы М8. И это было бы еще полбеды, когда бы Переславль равномерно развивался от центра к краям. А беда в том, что у него, фактически, два центра. С пятидесятых годов интенсивно развивались северные микрорайоны города, где центром притяжения было предприятие «Славич» – и юг, сконцентрированный вокруг местной воинской части. Чуть позже начал развиваться и восточный фланг – там тоже возникла немаленькая промзона и обширная застройка. Ввиду того, что при советской власти царил принцип «все вокруг колхозное, все вокруг – мое» власти не слишком печалились, что юг обогревается котельной воинской части, север – промышленным гигантом, а в центр протянуты трубы и оттуда и оттуда. Понятно, что потери тепла на трубопроводах были огромные, ремонты тоже обходились в копеечку, но кто ж ее тогда считал?
Моё и наше
Всё изменилось после того, как рыночные отношения зашли в сферу ЖКХ, которая изначально была рассчитана на социалистический принцип распределения. Каждый владелец котельной стал придирчиво рассчитывать количество поставленных гигакалорий, сопоставляя их с размерами полученных килорублей. Сходилось нечасто, потому поставщики тепла стали «бодаться» с владельцами сетей, а те – с народными массами, которые тоже недоумевали… Потому что от сумм в платежках вспотеть можно было, а от контакта с батареей – едва ли. Ну, разве что – летом. Если поднять все материалы, касающиеся битв того же Министерства Обороны с местными коммунальщиками разных мастей, что происходило при всех пятерых губернаторах нашего региона, выйдет роман потолще «Виконта де Бражелона», а читаться он будет, как «Три мушкетера».
Понятно, что когда инфрастурктуру передали, она оказалась в таком состоянии, что ее проще было создать заново, чем попытаться исправить то, что уцелело. В правительстве глубокомысленно рассуждали об инвестициях в сферу ЖКХ. С таким лицом, что пальцы крестиком за спиной говорящего можно было угадать безо всякого затруднения. Самое интересное, что все это время Переславль рос в количественном смысле – все нулевые и большую часть десятых лет квартиры здесь расходились как горячие пирожки – опять-таки, сказалась близость к столице и относительная доступность города и со стороны Владимирской, и со стороны Тверской области. Легко понять, что нагрузки на старые участки инженерных сетей возрастали кратно, потому что к ним подключали новые – периферийные. В несколько минувших лет инфраструктура, в полном соответствии с теорией вероятности стала рушиться по экспоненте.
Из цистерны
На все эти сложности объективные начали накладываться субъективные обстоятельства: преимущественно, политического толка. Одного сити-менеджера посадили. Поставили второго, на котором настолько пробы ставить негде было, что скоро его отправили на повышение в областной центр. Третий – ничем не лучше второго – больше воевал с родной городской думой, чем занимался хозяйственными делами. Четвертого выбирали год. Откуда в этой ситуации могли взяться новые сети, понять до сих пор решительно невозможно.
– Даже если сегодня аварию устранят, далеко не факт, что водовод, фактически обеспечивающий водой весь город, не порвется в любом другом месте, – прокомментировал ситуацию депутат ярославской областной Думы от фракции «Справедливая Россия – за Родину» Сергей Хабибулин. Поэтому ситуация даже после устранения аварии останется крайне опасной, с учетом того, что до зимы осталось 20 дней. На месте губернатора я бы не стал отменять режим чрезвычайной ситуации. До тех пор, пока не будет предприняты усилия для устранения причин таких инцидентов.
Сейчас в Переславле-Залесском введен режим чрезвычайного положения. Губернатор пообещал, что сегодня холодная и горячая вода, а так же – отопление вернутся в дома переславцев. Сегодня ли, не сегодня, а все горожане верят, что рано или поздно это случится. Пока же водой их снабжают их приезжающие цистерны. Вопрос в другом – когда и где рванет в следующий раз? Двести километров изношенных сетей – это ж сколько нужно благодати, чтобы дожить до вожделенного апреля?
Ярик Мудров