Новые технологии широко протирают руки свои в дела человеческие – сказал бы Михаил Ломоносов, когда бы дожил до наших дней. Но до них, к сожалению, дотянули всякие скользкие личности, которые давно освоили нишу IT для своих деструктивных действий.
Надо сказать, что изобретательности мошенников нет предела. Если еще полгода назад они представлялись сотрудниками банковского колл-центра или «техническими специалистами портала Госуслуг», то теперь вообще не берут на себя такую ответственность. В чем тут смысл? Дело в том, что мошенники дозваниваются не по телефону, а на какой-либо из мессенджеров, который подразумевает видеосвязь. И просят помощи. К примеру, сообщают, что заблудились в торговом центре и хотели бы получить подсказку, как отсюда выйти. Вся «фишка» в том, что собеседник злоумышленника не видит. Потому показать выход не может – как его покажешь, если не знаешь, где адресат? Естественно, он говорит собеседнику: «Я вас не вижу». На что тот отвечает: «А Вы нажмите трансляцию экрана. Видите, там у Вас такой значок камеры в углу?».
Стоит жертве жуликов выполнить это требование, как на его телефон тут же приходит либо разовый пароль для входа в личный кабинет банка, либо кабинета Госуслуг. Только теперь злоумышленник его видит, потому что жертва по его просьбе включила вовсе не возможность видеть собеседника, а самому собеседнику – видеть собственный экран. Дальнейшее понятно: по паролю жулики заходят в нужный аккаунт, где творят все, что захотят. Прежде всего, снимают деньги. Или берут кредит на имя человека, в чей кабинет они вломились.
Между тем, здравый смысл должен подсказать объекту злоумышленников, что если собеседника не видно, то, наверное, эта проблема на его стороне. Это у него камера не работает – так какой смысл что-то менять на телефоне человека, до которого дозвонились? Именно так и надо ответить странному человеку, заплутавшему в статьях закона. Кстати, тот факт, что для входа в личный кабинет ему нужен только пароль двухфакторной аутентификации, говорит о том, что всю остальную информацию – логин и пароль для входа на сайт – он уже где-то раздобыл. Потому, отбив атаку доморощенных хакеров, необходимо срочно звонить в тот банк, где хранятся сбережения, и ставить его руководство в известность об утечках конфиденциальной информации.
В целом же, необходимо помнить главный принцип общения с незнакомцами в любой социальной сети или по телефону: не выполнять никаких их требований, просьб и распоряжений, какими бы карами они не грозили и какие бы слезы из собеседника не выжимали. Как только незнакомец говорит – сделайте то-то или то-то, смело давайте отбой. Пусть сам делает, если такой, как говорят в народе, деловой.