Глава регионального парламента Михаил Боровицкий считает, что кризис в фонде капремонта обусловлен тем, что все больше ярославцев переходят на спецсчета. Между тем, еще на практике ФЗ 185 было понятно, что концентрация огромного количества средств ради «благих намерений» – прямая дорога в ад. Куда все жители домов, оставшихся в «общем котле» катятся все быстрее и быстрее.
Для тех, кто запамятовал, что это за нормативный акт, напоминаем о нем. В тучные десятые годы, когда у государства образовался некоторый финансовый «жирок», оно решило вложить освободившиеся средства в реформирование ЖКХ. Другими словами – в ремонт многоквартирных домов. Был образован фонд реформирования ЖКХ, издан тот самый 185 ФЗ, граждане возможность при небольшом софинансировании – от пяти до двадцати процентов – войти в программу капитального ремонта и что-то там в своем доме подкрутить-подлепить. Что именно, размер процента и последовательность ремонта определяли сами собственники на общем собрании. Идея нашла широкий отклик в массах. Правда, реализация ее напоминала лотерею: в одном доме, которому повезло с подрядчиком, после ремонта жить становилось лучше, жить становилось веселее. В другом, который мог располагаться по соседству, тоже становилось веселее, но совсем по другим причинам. Там обрушивались новые стены, фонтанировали только что проложенные трубы, текла кровля, сделанная по самым современным технологиям.
Примерам такого «капремонта» несть числа, достаточно поднять подшивки областных и городских газет за период с 2010 по, приблизительно, 2013 год. Впрочем, можно вернуться и к федеральной повестке. Дмитрий Медведев, руководивший нашей страной с 2008 по 2012 год, заметил, что исполнители «ремонтов» по 185 ФЗ «вывели» из страны около 40 миллиардов рублей. Понятно, что в эту сумму вошли как государственные средства, так и взносы собственников. Кстати, сегодня найти ссылки на эти заявления бывшего президента России практически невозможно – они сохранились только в виде «цифрового следа» в поисковых системах, причем не российских.
Понятно почему – власть решила, что 185 ФЗ дал дорогу более светлому начинанию. И с 2014 года граждане России платят взносы в фонд капитального ремонта. Не все – самые юридически грамотные сумели, очевидно, ознакомиться с некоторыми статьями гражданского кодекса РФ. Согласно которому, все отношения фонда и вкладчика регулируются договором. Правда, законодатели предусмотрели этот факт, сделав процедуру его заключения практически беззатратной для фонда. Для того, чтобы договор считался заключенным, собственнику нужно было всего лишь один раз заплатить по квитанции. Тех же, кто знал значение фразы «конклюдентный принцип заключения договора» оказалось не слишком много.
Куда большую пробоину фонд получил от муниципальных властей. Дело в том, что отнюдь не все граждане СССР, после его распада проявили желание приватизировать свою квартиру. И они остались жить на муниципальной жилплощади, как наниматели. Теперь следим, что называется, «за руками»: изменения, внесенные в ЖК РФ в связи с программой капитального ремонта и образования соответствующего фонда, подразумевали взносы со всего фонда многоквартирных домов. Но в бюджетах муниципалитетов не было статьи расходов на взносы в фонд капремонта. Более того: не было даже нормативной базы, чтобы эту статью туда ввести. Так вместо насыщения фонда началось его опустошение.
Собственно, выбор, предложенный собственникам, не был таким уж бедным: можно было сберегать взносы на счете дома, самостоятельно реализуя программу капитального ремонта. Правда, для этого нужно собрать общее собрание собственников, выбрать человека, который будет представлять дом в фонде… В общем, довольно канительная процедура для обывателя. И осталась бы в Ярославской области на спецсчетах пара домов, когда бы наиболее расторопные предприниматели не оценили всех масштабов, которые таит в себе эта система. Так появились «альтернативные» возможности для собственников – тем оставалось только проголосовать, а все остальное делали представители бизнеса, которые затем получали неплохой фронт работ с гарантированным финансированием. Что, естественно, тоже несколько уменьшило приток средств в «общий котел», поскольку ремонты получались куда более качественными, чем в случае с предоставлением средств из этого источника. Почему получалось и получается именно так, долго думать не приходится – когда жители контролируют каждую свою копейку, попробуй потратить ее куда-нибудь «налево».
Впрочем, это только одна сторона вопроса. Вторая – в том, насколько эффективно использовались средства, которые все-таки оказывались в «общем котле». Оказалось, что капитальный ремонт – вовсе не такая простая штука, как это измышлялось в эпоху первоначального накопления капитала для него. К примеру, кровлю в МКД поменять можно, хоть это сопряжено с определенными неудобствами собственников. А вот систему ХВС-ГВС (холодного и горячего водоснабжения) отремонтировать уже куда сложнее. В подвале лежаки поменять еще можно, а вот места ввода в квартиру – это уже вторжение в частную собственность. И принудить собственников к такому самопожертвованию нет абсолютно никаких возможностей. То же касается систем отопления, канализации, да и электроснабжения.
Получается хитрая ситуация, потенциал которой не все до сих пор до конца осознают. С одной стороны, в фонде капитального ремонта не хватает денег. С другой – фонд не может в силу различных причин проводить все виды ремонта, которые требуются зданиям. Внимание вопрос: это ли не лучшая почва для всевозможных финансовых манипуляций и правонарушений? Ну, всегда же можно свалить на то, что не делают взносы некоторые особенно хитрые граждане и бедные муниципалитеты! Потому нет денег. И ремонты, кстати, делаются. К примеру, еще свежа в памяти народной программа замена лифтов во многих МКД города Ярославля. Помимо вопроса: чем виноваты те ярославцы, что живут в домах без лифтов, есть еще и сам факт того, что даже эту работу фонд, фактически, провалил.
Отсюда понятно, почему уже несколько лет ни один председатель фонда не может там отработать так, чтобы на него не завели уголовное дело за растраты, вывод денег или превышение полномочий. А что мы хотим от системы, которая еще на стадии «пилотного» проекта показала, что больше всего годится для воровства – а ремонты и прочие реальные дела нужны этому самому фонду только как ширма?
Пока эта система не будет реформирована от основания, директора будут меняться с периодичностью приблизительно в полгода.
Ярик Мудров