Наш регион расположен так, что его части неизменно тяготеют к соседям. Что говорить, если даже наши предки давно решили: «Ярославль-городок – Москвы уголок». Далее, что называется, везде: Углич все больше ассоциирует себя с Москвой, Переславль-Залесский помимо столицы весьма близок к Владимирской области, Любим дружит с Костромой, от Пречистого почти столько же ехать до Вологды, сколько и до Ярославля…
Но на карте нашего региона есть и такие места, от которых, как говорил герой Николая Васильевича Гоголя: «…хоть три года скачи, ни до какого государства не доедешь». Имеются в виду три района – Брейтовский, Некоузский и Мышкинский. Между ними и остальной территорией региона протекает великая русская река Волга. Конечно, у нас не двенадцатый век, и в означенные районы добраться, все-таки, можно. Вот только «скакать» придется пусть и не три года, но гораздо больше трех часов. Потому что для автотранспорта есть единственный путь – через Углич, что, при старте в областном центре дает 145 километров до Мышкина, 157 – до Нового Некоуза и космические 212 километров до Брейтово. О том что к западу от того же Некоуза или Мышкина есть другие населенные пункты – и в них тоже живут люди, умолчим.
Конечно, автотранспорт – не единственное, чем можно перемещаться в пределах нашего региона. Есть еще и железная дорога. Но уж очень унылый у нее график: через имеющийся населенный пункт в сутки идут только два пригородных поезда в том и другом направлении. К тому же, они довозят желающих только до Рыбинска – дальше нужно делать пересадку… Опять-таки, прямо железная дорога проходит только через Новый Некоуз: Мышкин остается южнее, Брейтово – севернее. В общем, тот еще «выездной туризм». Когда-то давно жители этих районов могли пользоваться услугами местной авиации, но где она теперь, та авиация…
Естественно, что такая ситуация несколько напрягает областные власти. Прежде всего потому, что земская медицина в регионах сегодня сводится почти исключительно к ФАПам, где, в лучшем случае, могут поставить градусник. А если везти тяжелого больного за полторы сотни километров – да по нашим дорогам – то может сложиться ситуация печальная не только для пациента и его родственников, но и для самих властей. Население там, преимущественно, пожилое, оно и так-то на ладан дышит – безо всяких транспортных «приключений». Не дай бог заболеет кто.. В общем, беда.
На днях местные СМИ заговорили о том, что для решения этой проблемы неплохо бы возвести еще один мост через Волгу. Как раз – с целью обеспечить постоянную транспортную доступность трех упомянутых районов и развить сообщение с западным и северо-западными регионами страны, к которым, напомним, исторически тяготеет тот же Мышкин. Наверное, именно потому мост задумано строить именно в этом населенном пункте. И если есть какой-то вариант более безумного решения проблемы, то это, наверное, только строительство моста где-нибудь в районе Углича. А что: там народ ездить привык… И не заблудится никто.
Впрочем, все это шутки. А теперь – серьезно. Мышкинцы на этом не выигрывают вообще ничего: просто последние три километра будут преодолевать не на пароме, а по мосту. Конечно, если взять путь через Углич, им будет короче ездить на целых сорок километров. Но таким путем они пользуются только весной и осенью, когда нет ни парома, ни ледовой переправы. Брейтовцы вместо двухсот километров преодолеют 185. Большой выигрыш, что и говорить. Ну, а некозузцы сократят свое путешествие из областного центра до 130 километров.
Причем дело даже не в том, что выигрыш получается мизерный в километрах. В часах и минутах его вообще может и не быть. Это понимает всякий, кто ездил от Нового села до Коровино – там начинается паромная переправа на Мышкин. Для этой дороги протяженностью в 10 километров не подойдет даже привычное прозвище «танкодром». Потому что там и танки-то рискуют потерять гусеницы на втором-третьем километре. Хорошо, эту часть дороги можно и отремонтировать. Но кто просчитал нагрузки на трассу «Ярославль-Углич», тоже находящуюся далеко не в идеальном состоянии? И справятся ли дороги, расходящиеся от Мышкина с нагрузкой, когда по ним пойдет поток транспорта, который сегодня идет через Углич? Тем более, что власти планируют запустить активное транспортное сообщение через этот мост на Тверскую область и далее.
Конечно, пока это только планы, которые официально не заявлены властями. Но, как известно, дыма без огня не бывает. И если этот проект начнет двигаться, его, возможно, будет куда сложнее остановить. Потому, пока не поздно, имеет смысл предложить альтернативу. Которой будет мост неподалеку от Рыбинска, в двадцати пяти километрах севернее Мышкина, ориентировочно – в районе деревни Глебово. Где от поселка Волга идет прямая дорога на Некоуз, имеется поворот на прямую дорогу до Мышкина, и – главное – начинается практически прямая трасса до Бежецка. Получится очень эффективная развязка между трассами на Череповец, Ярославль и западными областями. К тому же, отсюда до Ярославля – около девяноста километров, то есть население Борка, Нового Некоуза, Шестихина, Волги – оказываются в пределах полутора часов досягаемости от областного центра. А это, между прочим, больше 50 процентов населения, живущего в трех «отрезанных» районах.
Конечно, мышкинцы в этой ситуации оказываются несколько обделенными, но если учесть, что для них плюсуются всего десять километров – от той ситуации, если бы мост построили именно в их поселке – беда получается небольшая. Тем более, что трасса Рыбинск – Ярославль куда более безопасна, чем дорога Мышкин – Новое село – Ярославль. Но зато здорово выигрывают Жители Брейтова – им остается преодолеть 170 километров.
Заметим, что сам факт начала обсуждения этого вопроса – уже добрый знак. Вопрос в том, что даже хорошие, нужные начинания можно напрочь убить, воплощая их, что называется, «от балды». Даже не взглянув на карту.