Информационный портал с новостями из Ярославля и области

+7 906 6395934

Есть новость, которую важно узнать всем? Хотите присоединиться к нашему сообществу? Звоните!

При тихом попустительстве властей. «Мусорный ветер от РЖД» Часть 2.

РЖД грубо нарушает экологическое законодательство?

Предприятие по сжиганию промышленных отходов, расположенное на границе городского округа Ярославль и Ярославского муниципального района, в районе зоопарка и будущего биопарка, не просто продолжает свою деятельность, но и сбирается ее расширить.

Пока сотрудники зоопарка и ярославцы, живущие поблизости, собираются отстаивать свой шанс на здоровую жизнь на общественных слушаниях, редакция «Ярославского телеграфа» попыталась разобраться, как с этим делом – сжиганием отходов – обстоит в странах, которые осуществляют природоохранную деятельность уже несколько десятилетий. Лидеров в этом процессе – двое: Швеция и Япония. Шведы вообще вырабатывают чуть ли не половину теплоэнергии из мусора, сжигаемого на специализированных предприятиях. Мало того, когда «сырья» им не хватает, они закупаются у соседей – к примеру, в Норвегии. Правда, есть нюанс: в ход идут исключительно бытовые отходы, причем только те, что не несут экологической опасности. Для чего в стране принята еще одна программа: планомерного сокращения пластиков для упаковки. Процентов 85 ее в стране – бумага и картон, которые прекрасно сгорают, не оставляя экологического следа.

Второй важный аспект – внедрение повсеместного раздельного сбора отходов. Реально раздельного, а не как в Ярославле, где в якобы «специализированные» оранжевые контейнеры необходимо помещать «исключительно» бумагу, дерево, металл, пластик и стекло. Которые потом снова приходится разделять на специальных станциях. Шведы и японцы сами выделяют безопасные бытовые отходы для сжигания. Что здесь любопытно: предприятие РЖД предназначено не для получения энергии и не из бытовых отходов. А именно для нейтрализации и обезвреживания отходов промышленных. Как раз их-то в Швеции и Японии сжигать категорически запрещено. Там действуют другие программы, направленные, прежде всего, на то, чтобы таких отходов не образовывалось вовсе. Потому что их утилизация обходится в огромные средства – либо становится источником неимоверной экологической опасности.

Сейчас читают:  За что воюют заволжане Ярославля? «Мусорный ветер от РЖД» Часть 3.

А теперь попробуем оценить, что именно на комплексе РЖД «обеззараживают». Согласно пресс-релизу «Здесь обезвреживаются отходы III-V классов опасности (нефтезагрязненные грунты, нефтешламы, обтирочный материал, отходы дизельного топлива, жиров и парафинов, медицинские отходы и др.), образующиеся на предприятиях Ярославской области. За время работы комплекса с 2008 года по 2022 год на нем обезврежено более 17 тыс. тонн отходов, способных загрязнить природу». В другом документе речь идет о ликвидации 93 тысяч штук деревянных шпал. Которые, напомним, в целях долговечности испокон веку пропитывались совсем не безопасным креозотом. Да и нефтезагрязненные грунты, которые, естественно, не сгорают полностью (и, к тому же, могут содержать кроме нефтяных фракций неимоверное количество других загрязнителей), в этом контексте вовсе не выглядят безобидными.

Надо ли говорить, что при сжигании многих пластиковых медицинских отходов – тех же одноразовых шприцов – образуются дикосины, обладающие, помимо токсических, еще и мутагенными и канцерогенными свойствами? А под определение «обтирочные материалы» можно загнать вообще любой мусор. Перефразируя профессора Преображенского зададим такой вопрос: «Можете предположить, что они этими материалами обтирали?». «Все, что угодно» – ответил бы на этот вопрос доктор Борменталь.

Случись такая история в Швеции, не говоря уж о Японии, владельцы платили бы штрафы до самого выхода из тюрьмы, и еще потом приблизительно в двух поколениях. Если просто бросить мимо нужного контейнера пластиковый пакет, шведские полицейские выписывают штраф в 7 евро. В наших же условиях предприятие РЖД сумело преобразовать 17 тонн таких отходов. Далеко не факт, что продукты горения оказались менее опасными для окружающей среды, чем то, что поступило на предприятие для «обеззараживания». Доказательство этому мы опубликовали в уже опубликованном ранее материале. Если коротко – наличие дыма уже прямо доказывает, что полного сгорания отходов не случилось. По здравому разумению, менять нефтепродукты на диоксины с пожеланием крепкого здоровья окружающим – отдельная форма психической деформации.

Сейчас читают:  «Справедливая Россия» выдвинула кандидатов: итоговый список в Ярославле

Впрочем, не о дыме речь. У нас в регионе имеется конфликт. С одной стороны – корпорация, которая, судя по некоторым косвенным данным, травит людей и окружающую среду. С другой – органы власти, задача которых стоять на страже интересов населения. Для этого необходимо, наверное, прежде всего, контролировать опасное производство. Но нет – контролем выбросов предприятия РЖД занимается лаборатория, принадлежащая… тому же РЖД. Врать не будем, есть в том же пресс-релизе и сообщение о проверке «извне»: «Напомним, в октябре 2021 года проводилась внеплановая проверка комплекса Росприроднадзором, по ее итогам выдано предписание о необходимости проведения государственной экологической экспертизы проекта строительства зданий комплекса от 2010 года (не самих установок обезвреживания отходов). Одна из установок, построенная по данному проекту, на время этой процедуры остановлена, отходы обезвреживаются на менее мощной установке».

Великолепная проверка: не установок, откуда валит сомнительный дым, а…. зданий, в которых они установлены! Впрочем, железнодорожники перестраховались и зачем-то остановили основную установку на время проверки. Чего, интересно, боялись? Неужели того, что комиссия вдруг заинтересуется: что же это за паровоз, из трубы которого валит дым?

Впрочем, ладно. У нас в Ярославской области есть не только федеральные, но и региональные органы власти. Наделенные, между прочим, весьма немалыми полномочиями. Как ими распоряжается областное руководство? А Бог его знает – как… Пока возникает ощущение, что спасение утопающих остается делом рук самих утопающих. Но даже это дело рук не способно что-то принципиально изменить. 15 апреля прошлого года прошли общественные слушания по этой самой экологической экспертизе. Само мероприятие было назначено на 10 утра буднего дня, что существенно сузило количество людей, желающих принять в них участие. Выступить желающим тоже не позволили – оказалось, что в регламенте мероприятия были предусмотрены только вопросы. Заметим: организация общественных слушаний – прерогатива именно местных властей. И если организуются они именно так, вопрос о том, чью сторону занимают власти, можно даже не задавать. В итоге активисты признали обсуждения несостоявшимися.

Сейчас читают:  За что воюют заволжане Ярославля? «Мусорный ветер от РЖД» Часть 3.

Вряд ли это сильно расстроило владельцев комплекса – результаты общественных слушаний вовсе не являются директивными для принятия окончательного решения. Их просто рекомендовано «принимать во внимание». Почему, собственно, предприятие по сжиганию мусора не просто чадит до сих пор, но и собирается расширяться. Понятно, что ссориться с ООО РЖД, налоговые отчисления которого составляют существенную долю бюджета региона, областным властям не слишком интересно. Но, по крайней мере, можно, наверное, было как-то обозначить свою позицию, чтобы люди, живущие, фактически, на экологической бомбе, не чувствовали себя брошенными на произвол судьбы.

В свете чего актуален и такой вопрос: поверят ли ярославцы в пользу настоящего раздельного сбора мусора и других экологических инициатив, если сама власть таким вот образом относится к их здоровью и здоровью их детей?

Поделитесь этой статьей
Общедоступный URL-АДРЕС
Предыдущий Пост

Ярославская женщина (41 год) стала подсудимой за умышленное причинение тяжкого вреда здоровью

Следующий пост

За что воюют заволжане Ярославля? «Мусорный ветер от РЖД» Часть 3.

Читайте дальше
0
Поделиться