Среди многих инициатив губернатора Михаила Евраева наименьшее сопротивление общества вызывает его программа «Шахматы в школу». Оно и немудрено – подается это все «под соусом» того, что «шахматы двигают вперёд не только культуру, но и экономику!». И не спортивных достижений ради все это делается, а «чтобы все умными были».
Впрочем, с экономикой-то все понятно: на доски, фигуры и часы уже потрачено 30 миллионов рублей. И это не последние траты. Если шахматная доска – предмет чрезвычайно вандалоустойчивый, то электронные часы для этой игры выходят из строя довольно часто. Особенно если играть с их помощью в блиц или быстрые шахматы. Впрочем, это не главное. Главное – в том, что сегодня, когда человек осваивает компьютерные гаджеты одновременно с ходьбой и речью, шахматами может заниматься кто угодно. Даже средней мощности телефон спокойно «тянет» и электронного партнера, и анализатор позиций – и даже может помогать в составлении шахматных задач. Это дало любопытный эффект – количество желающих играть в шахматы несколько снизилось, а качество их игры несравненно подросло. Что вполне объяснимо.
– Это большое заблуждение, что в шахматы и шашки можно легко научиться играть, – пояснял в свое время КМС по шахматам, международный гроссмейстер по шашкам Владимир Скрабов. – Легко можно, разве что выучить ходы фигур, самые распространенные дебюты, приемы игры в эндшпиле. Но знать, как играть и показывать сильную игру – это принципиально разные вещи. Очень просто, допустим, объяснить любому человеку, как прыгать с шестом. А вот для того, чтобы он прыгнул хотя бы на три метра, нужна огромная мотивация и неимоверная работа в течение нескольких лет. И, увы, изначальные способности. В интеллектуальных играх то же самое: далеко не каждый – даже очень умный человек с высочайшим IQ – может стать победителем даже в соревнованиях любителей.
Ключевое слово в этой речи безвременно ушедшего от нас чемпиона – мотивация. У тех, кто скрупулезно анализирует позиции и тратит часы на отработку стратегии развития легких фигур в защите Нимцовича, она есть. Так они уже умеют играть – и даже играть мастерски. А что делать ребенку, если он изначально не готов к такой работе? И проигрывает даже тем соперникам, которые даже учатся заведомо слабее него? Ладно, что это напрочь разрушает стратегию губернатора «сильный шахматист равно – умный человек». Хуже, что такая ситуация может сильно ударить по психике ребенка. Он и в шахматах далеко не уйдет, но и учиться может начать хуже, потому что нет в этом возрасте ничего хуже, чем клеймо «проигравшего». Ладно, если можно отказаться играть, но… Губернатор сказал – играют все, значит – играют.
Тут имеется еще один подводный камень – ничуть не меньший, чем уже указанные. Сейчас, когда до начала учебного года остались считанные дни, институт развития образования Ярославской области спешно разрабатывает программу курсов по преподаванию предмета «Шахматы для педагогов». Проблема в том, что основы для этого курса в природе не существует. Потому, хотя бы, что этот предмет никогда не входил в школьную программу. Напоминаем, что в Ярославской области – больше четырехсот среднеобразовательных школ. Это значит, что первого сентября откуда-то должны взяться четыреста с лишним тренеров по шахматам. При том, что в регионе их не готовят вообще. И в ближайшее время не начнут.
– Мы обучаем учителей физкультуры, – пояснил один из преподавателей факультета физической культуры ЯГПУ. – Профессиональных тренеров – именно для спортивных школ и спорта высших достижений – готовит институт Лесгафта, университет спорта в Смоленске и прочие подобные учебные заведения. Если бы в программу физкультуры, в обязательный образовательный стандарт, СОШ входили шахматы, мы бы обучали своих студентов и шахматам. Но пока, увы, помочь вряд ли сможем.
Что мы получаем в итоге? В лучшем случае, на уроках шахмат преподаватели смогут обучить своих учеников, что конь ходит буквой «Г». Те, кто занимался шахматами не по зову губернатора, а по личной инициативе, наверное, расскажут, чем конь сильнее слона в закрытых дебютах. Однако, что-то подсказывает, что таких будет не слишком много. И, кроме того, станут возникать любопытные ситуации, сильно роняющие авторитет учителя. Потому что детишки, обыгрывающие «Чесс Мастера» на высоком уровне сложности, никуда не денутся. Учить таких – только портить. На общеобразовательных уроках шахмат им будет скучно, заниматься своими делами – пусть даже и шахматными – им вряд ли кто-то позволит. Как это отразится на качестве обучения и дисциплине, каждый может решить сам.
Впрочем, почему это должно волновать Михаила Евраева? Темп-то он уже выиграл – с почином прославился если не на всю Россию, то уж на вверенный ему регион – во всяком случае. А то, что некоторые несознательные граждане после этого начали сравнивать его с великим комбинатором… Так тот ведь тоже не проиграл, когда мощным ударом доски завершил сеанс в Васюках.
Ярик Мудров