24 октября на пленарном заседании Государственной Думы заместитель председателя Комитета Государственной Думы по экологии, природным ресурсам и охране окружающей среды Анатолий Грешневиков выступил с заявлением от фракции “СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ – ЗА ПРАВДУ” по актуальным социально-экономическим, политическим и иным вопросам.
Основным вопрос стал федеральный проект “Оздоровление Волги“.
Ниже приведем расшифровку выступления.
– Уважаемые депутаты, пять лет в нашей стране реализуется масштабный федеральный проект “Оздоровление Волги”, призванный улучшить экологическое состояние реки, снизить объем загрязненных сточных вод, отводимых в Волгу объектами водопроводно-канализационного хозяйства.
Время проанализировать, почему в регионах Волга остается на грани экологической катастрофы, а десятки построенных очистных сооружений работают неэффективно либо вообще не работают. Не на ветер ли выкидываются выделенные 205 млрд рублей или разворовываются, как у меня в Ярославской области?
Не пора ли, как справедливо заявил Председатель Госдумы Вячеслав Володин, взять на контроль внедрение очистных сооружений? Тем более, что на Волге складывается катастрофическая ситуация и с обмелением, и с кислородным истощением, ведущим к резкому сокращению популяции рыбы. А виновата в бедах Волги не сама река, а человек.
Масштабный рост сине-зеленых водорослей и цианобактерий, поглощающих кислород, чрезмерное цветение воды связано с попаданием в реку громадных объемов фосфатных удобрений и азота. На цветение воды влияют и безответственные методы управления водохранилищами.
Объем финансирования Ярославской области на реализацию мероприятий по строительству и модернизации объектов водопроводно-канализационного хозяйства составляет 7,437 млрд. Так как первые важные шесть объектов, согласованные с Минстроем, построены, введены в строй, то задаёшься вопросом: а почему они не работают, как положено, почему природоохранная прокуратура то и дело направляет исковые заявления о возложении на органы местного самоуправления и эксплуатирующие организации обязанности обеспечить нормативную очистку сбрасываемых сточных вод, а очистные сооружения всё равно не работают?
Начало строительства очистных сооружений в Рыбинском районе в посёлках Каменники и Судоверфь было ознаменовано тем, что ФСБ возбудила уголовное дело по факту хищения денежных средств.
Далее. Прокуратура Некоузского района устанавливает факт некачественного выполнения комплекса работ по реконструкции очистных сооружений в посёлке Октябрь Некоузского района, в том числе замены оборудования на более дешёвое, что привело к причинению ущерба бюджету. Возбуждено и расследуется уголовное дело.
По факту мошенничества при производстве работ по строительству систем общепоселковой канализации в поселке Некрасово тоже расследуется уголовное дело, и в Борисоглебском районе строительство очистных сооружений закончилось уголовным делом. Как так получается, что очистные сооружения вводятся в эксплуатацию, однако они не могут обеспечить нормативных показателей стоков по целому ряду показателей.
Специалисты утверждают, что причина в качестве проектно-сметной документации, в которой были упущены существенные моменты. Например, неверно произведена оценка объёмов стоков и их состав, заявлено оборудование, которое не может обеспечить должную очистку по ряду показателей, не предусмотрена химическая очистка. При этом надзорные и контролирующие органы не видят в этом ничего страшного, просто, мол, идёт процесс отладки очистных: полгода идёт, год идёт, полтора идёт, два года. Но это же обман, мошенничество, ибо и на третий год они всё равно не могут выйти на установленный режим работы ни в Тутаеве, ни в Рыбинске.
Возмущает то, что Минстрой России прекрасно осведомлен об этом мошенничестве. Заместитель министра Ересько на мой запрос, почему не работают очистные сооружения, введённые в эксплуатацию в 2020 году, ответил так, цитирую: “Сложившаяся ситуация обусловлена недобросовестным выполнением либо полным отсутствием выполнения пусковых работ эксплуатирующими организациями, которые проводятся на объекте капитального строительства до достижения очистки”. И далее пишет: “Объект передан эксплуатирующей организации после окончания строительства без проведения пусконаладочных работ под нагрузкой, так как контрактом указанные работы не предусмотрены”.
Казалось бы, куда проще директивно установить, что генподрядчики обязаны не только построить или реконструировать очистные, но и ввести их в эксплуатацию, то есть сдать эксплуатанту полностью готовый к работе объект. А ведь сейчас всё по-другому, строительство само по себе, а его ввод сам по себе. Именно такой подход породил проблемы.
Почему не решается этот вопрос? Почему Минстрой занял в нем пассивную позицию наблюдателя? Почему до сих пор не детализированы требования ни к техническому заданию по строительству очистных сооружений, ни к проектно-сметной документации? Да, основные вопросы содержания этих документов имеются, они изложены в своде правил, утвержденных Минстроем. Но практика показывает, что этого мало. Именно отсутствие детализации ведет к тому, что местные муниципалитеты выдают некачественное техническое задание, а потом на его основе разрабатывается такой же некачественный проект со всеми вытекающими отсюда последствиями.
В настоящее время на очистных сооружениях в поселках Рыбинского района эксплуатирующей организацией “Северный водоканал” не обеспечено достижение нормативных показателей стоков в хозяйственно-бытовую канализацию по ряду показателей. Как так случилось, что очистные после завершения строительно-монтажных работ были переданы заказчику – администрации Рыбинского района, в декабре 2020 года, “Северный водоканал” по сей день не ввел очистные на проектные показатели.
В феврале 2022 года ФСБ возбудила уголовное дело в отношении подрядной организации. Поможет ли следствие работе очистных? Нет. Так как по данному факту усматривается попытка сместить акценты в имеющейся проблематике, скрыть действительную ситуацию, которая напрямую влияет на вопросы обеспечения экологической безопасности бассейна реки Волга.
Результаты эффективного использования средств нацпроекта связаны, в первую очередь, с достижением нормативных показателей очистки сточных вод. Но следствием по каким-то причинам дается оценка не проектным решениям и применяемому на очистных оборудованию, а неким недостаткам строительных работ.
Разработкой проектной документации для большинства очистных сооружений в Ярославской области занималось ООО “Волжскэкострой”. В нарушение закона о контрактной системе, оно включило в проектное решение технологическое оборудование производства ООО “Экосервис”. На очистных поселка Судоверфь данная организация, в том числе, осуществляла и технический надзор за строительством объекта. Почему ООО “Экосервис” является и разработчиком, и изготовителем оборудования?
В технических паспортах на данное оборудование есть прямые ссылки на то, что оно находится в постоянном процессе технической модернизации. То есть априори производитель оборудования указывает на возможность отклонений от заявленных технических характеристик. Между тем, на рынке имеется аналогичное оборудование, выпускающееся серийное, имеющее более низкую стоимость и более высокие эксплуатационные характеристики, а также гарантийный срок службы за счёт применения материалов с более длительным сроком эксплуатации в агрессивных средах.
Так, включённое в проект оборудование выполнено из чёрного металла, срок его службы ограничен пятью годами, между тем, в стоимости муниципального контракта стоимость оборудования составляет порядка 80%. Использование оборудования с такими показателями потребует регулярных бюджетных вливаний.
Подрядчик честно сказал мне, что выход на проектные показатели очистных сооружений посёлка Каменники невозможен в связи с наличием нарушения в организации технологии очистки сточных вод в части низкого качества проектной документации. Включённое в проект оборудование фактически не в состоянии произвести очистку по ряду химических показателей, а в очистных сооружениях посёлка Судоверфь неверно произведена оценка объёмов стоков и их состав, поступающих от сторонних потребителей, что также делает невозможным выход на нормативные показатели.
Между тем, со стороны эксплуатирующей организации “Северный водоканал” данные факты умалчиваются. Как же так получилось, что на очистные получено заключение государственной инспекции и строительной экспертизы о соответствии объектов проектной документации, а эксперты говорят о её низком качестве? В нарушение постановления Правительства номер 87 “О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию” при производстве работ на объектах очистных сооружений в посёлках Судоверфь и Каменники заказчиком (администрацией Рыбинского района) не была разработана рабочая документация.
Между тем, в постановлении Правительства указано, что в целях реализации в процессе строительства архитектурных, технических и технологических решений, содержащихся в проектной документации на объекты капитального строительства, разрабатывается рабочая документация, состоящая из документов в текстовой форме, рабочих чертежей, спецификации оборудования и изделий, по которой осуществляется строительство объектов, организуется и проводится государственный строительный контроль. Таким образом, с помощью уголовного дела в отношении подрядной организации по неизвестной причине смещён акцент с действительных причин низкого качества очистки стоков. Получение адекватной оценки проектной документации оборудования поставщика, которого чиновники искусственно (в нарушение законодательства) сделали монополистом на рынке реконструкции очистных сооружений в Ярославской области с целью регулярного получения дополнительных финансовых вливаний из бюджета России, затруднено в связи с активным противодействием со стороны руководства “Северного водоканала”.
Более того, Губернатор области Михаил Евраев, вместо того, чтобы включить в нацпроект город Мышкин, загрязняющий Волгу, включает Ростов, где не протекает Волга. На мой запрос: “Почему Мышкин не включен?” губернатор ответил: “Правительством области неоднократно направлялись в адрес Минстроя обращения о возможности выделения средств”. Однако Минстрой опроверг этот ответ: “Субъект не представлял заявку на включение объекта в реализацию проекта оздоровления Волги”. Вот такой подход к оздоровлению Волги у губернатора и Минстроя. Обманывают друг друга, а Волга страдает.
Не помогло Волге и наше с вами, уважаемый Вячеслав Викторович, обращение к Счётной палате о проверке неработающих очистных сооружений в области. Вначале после ваших решительных слов они позвонили мне, пообещали выехать и разобраться, а затем прислали бумагу, что переадресовали решение проверки в область. Ну а, из области, знамо дело, сообщают: Волга в порядке, очистные сооружения в будущем заработают, ждите. Жаль, неизвестно, сколько ждать, да и Волга устала уже от пустых ожиданий.
Также на заседании выступали: Елена Драпеко – об особенностях правового регулирования отношений; Андрей Кузнецов и Валерий Гартунг высказались об ожидаемом периоде выплаты накопительной пенсии на 2024 год; по законопроекту об ограничении к подозреваемым применения меры пресечения в виде заключения под стражу вопросы задали Елена Драпеко, Яна Лантратова, Михаил Делягин и Олег Нилов.