Два депутатских срока Анатолий Анатольевич Каширин отработал в муниципалитете города Ярославля – сейчас идет третий. Все это время он защищал интересы своих избирателей, представляя парию «Справедливая Россия – за Правду». Сегодня он решил сделать шаг наверх и борется за кресло депутата Ярославской областной Думы. С чем связан этот шаг, мы поговорили с самим кандидатом.
– Анатолий Анатольевич, вы хорошо известны всему городу Ярославля, как депутат жесткий и бескомпромиссный. Особенно, когда нарушения закона приводят к ущемлению прав граждан. Имеет ли смысл входить в областную Думу, если там Вы, судя по вашей программе, собираетесь заниматься тем же самым?
– Я прекрасно понимаю подоплеку этого вопроса. Действительно, когда депутат выходит на более высокий уровень, иногда раздаются голоса, что он идет за большими полномочиями или высоким статусом. Я не знаю, может быть, у кого-то это так и есть… Я же просто пытаюсь привести сложившуюся ситуацию к тому виду, когда она будет соответствовать ожиданиям избирателей.
– Так избиратели, надо полагать, и без того реализуют большую часть своих ожиданий. Мало найдется депутатов, чьи обращения заставляют чиновников так напряженно работать…
– Вот тут-то и сложилась ситуация, которая заставила меня задуматься даже не о новых полномочиях, а о новом уровне возможностей. Чем я занимался на уровне депутата муниципалитета? В основном, представительскими функциями. То есть транслировал обращения ярославцев наверх – в адрес тех чиновников, которые должны работать на благо горожан в интересах общества. Естественно, что поначалу приходили приблизительно те же ответы, что и моим избирателям. Попросту говоря, отписки: «…в связи с вышеизложенным, просьба не может быть выполнена». Чаще всего, представители исполнительной власти ссылались естественно, на отсутствие денег. Но мое знание законов и умение их применять позволили через некоторое время изменить отношение к этим обращениям. Формальные отказы переадресовывались надзорным органам, в прокуратуру – а если и это не приносило эффекта, то и на более действенные уровни. Вплоть до генерального прокурора – полномочия депутата позволяют мне обращаться и по самым высоким адресам. Уже в первый мой созыв чиновникам стало неуютно писать формальные отказы. Они поняли, что если запрос был корректным, его проще выполнить, чем сначала платить штрафы, а потом все-таки делать свою работу. Все это постепенно расходилось по «народному телеграфу», в результате чего ко мне начали обращаться ярославцы из других округов. А сейчас все больше обращений поступает и от жителей муниципальных районов. Получается, что, баллотируясь в областную Думу, я просто привожу свои возможности к той ситуации, которая уже сложилась, говоря казенным языком, «в силу определенных обстоятельств».
– Просто нельзя не спросить, какие «обстоятельства» заставили Вас работать по обращениям тех избирателей, которые, собственно, за Вас не голосовали?
– Вообще, конечно, здесь есть этическое противоречие. Они вполне могли и даже должны были обратиться к депутатам своего избирательного округа. Но на эту же ситуацию можно взглянуть и с другой стороны: если депутат вспоминает о своих избирателях раз в пять лет, когда приходит пора продлить свои полномочия, то и они о нем вспоминают не чаще. Приходится работать тем, кто ради этого и пришел в муниципалитет.
– Тогда предполагаю, можно взглянуть на это дело и с «третьей» стороны. Что Вас-то побудило работать на избирателей других округов?
– Наверное, тут два фактора. Первый – советское воспитание, которое не позволяло нам бросать людей один на один с бедой или даже проблемой. Второй – специфика военной службы. Я же десантник – а десант действует очень быстро. Есть масса времени для подготовки операции, для анализа уже проведенных действий… Но непосредственно в момент работы нужно не думать, чья она, а делать ее как можно быстрее и качественнее. В моей воинской специальности это был вопрос жизни и смерти.
– У вас большой опыт работы с чиновниками. Есть ли версия, почему так часто в Ярославле работа делается ими настолько неуклюже, что это вызывает уже не гнев, не раздражение, а какой-то даже смех, несколько, правда, нервный?
– Да, случаются анекдотичные ситуации. К примеру, ко мне недавно обратились жители дома, примыкающего к стройплощадке новой школы во Фрунзенском районе. Забор стройплощадки исполнители установили так, что он полностью лишил тротуара население дома. Фактически, выйдя из подъезда, люди были вынуждены пролезать под кустами, растущими вдоль фасада, чтобы добраться до дороги. Я выехал на место, сделал фото, тут же отправил обращение в прокуратуру и стройнадзор. Строители объяснили такую «заботу» тем, что именно здесь нужно было проложить коммуникации. Что не помешало им сразу же на полметра отодвинуть забор. А когда вмешался прокурор, выяснилось, что и трубу нужно прокладывать так, чтобы не создавать помех жителям. К чему я привел именно этот пример? Он очень хорошо показывает, что чиновники либо не знают законов, либо избирательно их применяют. И это весьма серьезная проблема, потому что если слуга закона сам использует его как «дышло», то какое он имеет моральное право требовать законопослушности от населения? Закон, это, в первую очередь, инструмент, который балансирует интересы всех субъектов общества. А власть – это механизм, который следит, чтобы закон был единым для всех. Когда этот механизм перестает работать, общество начинает разваливаться.
– Вопрос еще в том, что законов сегодня пишется все больше и больше. Наверное, уже даже юристы путаются, как их выполнять, чтобы они не противоречили друг другу. Насколько тяжело депутату работать в этой обстановке?
– И депутату тяжело – и кандидатам непросто. Кстати, возможность заниматься законотворчеством – еще одна серьезная мотивация для моей борьбы за место в региональном парламенте. Понятно, что нашу жизнь в большей степени определяют федеральные законы, но и в регионе можно многое изменить для того, чтобы они работали на благо общества.
– А почему, кстати, кандидатам непросто?
– Те же самые две проблемы: избирательность применения законов и их трансформация под интересы отдельных людей или групп людей. К примеру, в нынешнем избирательном цикле снова поменялись правила. Недавно отменены партийные списки при выборах в муниципалитеты, а партийные квоты при выборах в областную Думу снижены с пятидесяти до двадцати пяти процентов. Естественно, что сделано это в интересах одномандатников. А в одномандатных округах побеждает, естественно, тот, кто может себе позволить вложить больше личных средств. Это, как правило, представители «партии власти», каковой у нас в стране давно стала «Единая Россия». Причем происхождение этих «личных средств» чаще всего, покрыто туманом. Иногда только этот «туман» рассеивается, как это было с Романом Фомичевым. Который, как мы помним, поначалу избрался в областную Думу от «Партии Зеленых», потом перешел в «Единую Россию», а затем был осужден за преступление коррупционного характера.
– Избирательность законов тоже используется в интересах «партии власти»?
– Тут границы цинизма перейдены давно и далеко. К примеру, перед тем, как выдвинуть кандидатов, партии проводят праймериз, на которых из них определяется наиболее достойные. «Единая Россия» еще в январе начала использовать все имеющиеся в их распоряжении СМИ для продвижения тех персон, которые потом, как один, стали победителями праймериз. Причем и впоследствии, когда избирательная компания началась, эти лица не исчезли с экранов, а, наоборот, увеличили там свое присутствие. На мой вопрос, нет ли в этом нарушения законодательства, мне ответили: «Так это же информационный, а не агитационный материал. Тут есть инфоповод». Конечно, нам остается только порадоваться за тех людей, в деятельности которых столько инфоповодов. Правда, я сам возглавляю две общественные организации, и у меня этих инфоповодов – два-три в день. Но при этом ни в профиль, ни в анфас, ни даже со стороны затылка местные телеканалы меня не снимают. Все, чем мы располагаем – минута эфира, которая почему-то зовется дебатами.
– Если ли в этой ситуации хотя бы небольшой шанс на успех?
– Что касается партии «Справедливая Россия – За правду», то мы рассчитываем не столько на избирательные технологии, сколько на свой постоянный контакт с людьми и их понимание того, что наша партия отстаивает, прежде всего, их интересы. Но вопрос, на самом деле, глубже. Из-за того, что эти самые технологии в нашем регионе уже практически подменяют собою выборы, народ все меньше и меньше верит в то, что его законное волеизъявление что-то определяет. Поэтому одна из самых низких явок в России, которой давно «отличается» Ярославская область становится с каждым циклом еще ниже. А наши соперники побеждают, хотя за них, если посчитать все население региона, голосует ничтожно малое количество народа. Мы убеждены, что эту тенденцию надо менять. И мы ее поменяем!