Третья часть «Песни о Буревестнике» амбивалентна в самом суровом смысле этого слова. С одной стороны, именно она повествует о наиболее ярких викториях нашего баскетбола. С другой – когда над УСК «Вознесеский» раздавался звук победы, «под ковром» шли процессы, которые не оставляли профессиональному баскетболу ни единого шанса.
Итак: после того, как Ростислав Даниленко потерял пост зампреда правительства, руководителем клуба остался Александр Церковный – дипломированный медик, успешный бизнесмен, весьма искушенный чиновник. Именно ему довелось руководить департаментом физкультуры, спорта и молодежной политики Ярославской области в черные дни расставания с трагически погибшим хоккейным «Локомотивом» – и он с честью справился с этой крайне тяжелой миссией. Как всякий продвинутый и современный человек, Александр Витальевич знал: мало создать привлекательный товар. Надо еще правильно подать его аудитории.
С этим проблем не было: в Ярославль зачастили баскетбольные звезды первой величины – чего стоит только олимпийский чемпион Иван Едешко или президент РФБ Андрей Кирилленко, дававший мастер-класс местным мальчишкам. Парады открытия сезона походили на бразильские карнавалы, а старт каждой игры дал бы фору предматчевой церемонии лучших команд Единой лиги ВТБ. Проблема неожиданно оказалась в другом: даже весьма квалифицированные игроки под руководством именитых тренеров – Тадаса Сточкуса сменил Заслуженный тренер России Борис Соколовский, помогать которому подрядили Сергея Гришаева – результата не давали. В аутсайдерах «Буревестник» не ходил, но и высоко не взлетал – получалось, что «шапка» команды не совсем «по сеньке». Привлеченный на полсезона Михаил Михайлов команду встряхнул, но на долговременный контракт тоже не пошел…
Возможно, дело было в том, что финансирование клуба становилось все более бюджетным: к примеру, не прожив года, прекратила существование «Буря». Надо было искать нелинейный вариант усиления игры. И он нашелся: Александр Церковный сделал самый блестящий кадровый ход за все время пребывания на посту президента «Буревестника»: он пригласил в команду своего хорошего товарища, молодого, но уже весьма громко заявившего о себе Михаила Терехова.
Сын русского и грузинского народов, полиглот и эрудит, специалист, знакомый с баскетболом как по эту, так и по ту сторону океана, Михаил мог и до сих пор может зажечь любовью к баскетболу даже отсыревший силикатный кирпич, будь у того хоть капля способностей к игре. К нему шли не за деньгами, а за возможностью научиться играть в настоящий баскетбол. Помимо этого, состоялись еще два любопытных назначения. Во-первых, в команду вернулся Алексей Нуждин – на место помощника главного тренера. Во-вторых, был «амнистирован» уже весьма возрастной, но еще не растерявший азарта лидер полупрофессионального «Буревестника» Александр Ермолович. Кто бы мог подумать, что через пару сезонов, когда «Буревестник» все-таки взлетит в высший дивизион Суперлиги, тандем Терехов-Нуждин станет в ней сильнейшим, а Ермолович займет место «мозгового центра» команды, ее лучшего защищающегося игрока и одного из наиболее стабильных бомбардиров.
Впоследствии оказалось, что магия нового тренера привлекает не только игроков на площадку и зрителей на трибуны (при Терехове аншлаг был всегда, это даже не обсуждалось). На период повышения в классе неимоверной любовью к баскетболу воспылал ещё и мэр областного центра Владимир Слепцов. Конечно, финансовых возможностей у руководителей муниципальных образований и тогда хватало только на мыло и веревку (причем исключительно для себя), но Владимир Витальевич стабильно посещал игры, был частым гостем в раздевалке команды – и уж эмоциональное значение этой поддержки переоценить было трудно.
В общем, когда дебютант высшего дивизиона Суперлиги в первом же сезоне занял место в плей-офф, да и там сильно потрепал нервы знаменитому питерскому «Спартаку», который взял свое только в пятом матче серии, стало понятно: все очень серьезно. Терехов серьезно задумывался об открытии в регионе специализированного интерната, причем «на карандаше» у него уже были два-три африканца с потенциалом, как у Виктора Вембаньяны.
Казалось бы: вот он «момент истины», когда обратного хода просто не может быть. Но, увы, именно на этом историческом этапе рухнула последняя опора, на которой стояло «гнездо» клуба. Присмотревшись к тому, как на довольно «тощеньком» бюджете в Ярославле баскетболисты умудряются делать неимоверные результаты, большие газпромовские боссы решили предоставить главному герою этой истории проявить себя в «реальном» формате. Так Александр Церковный получил бразды правления в питерском «Зените», а «Буревестник» остался без второй «головы». Ко всему прочему, приблизительно в это же время «осиротел» и Ярославль. Можно было по разному относиться к Владимиру Витальевичу Слепцову, но пришедший на его место Владимир Волков надолго останется в памяти горожан, как человек, приносящий городу только вред. Естественно, что и с этой стороны поддержки – даже моральной – ждать тоже не приходилось.
Конечно же, формально все оставалось на уровне: перед отъездом в «северную столицу» Александр Витальевич заверил некоторые местные СМИ в том, что он согласился на повышение, только получив гарантию, что с «Буревестником» все будет в полном порядке. И действительно, в предпоследнем своем «ковидном» сезоне наша команда завоевала первые и последние в своей истории медали первого дивизиона Суперлиги. В последнем сезоне, проведенном «Буревестником» на профессиональном уровне ярославская птица совершила еще один подвиг: растеряв практически всех игроков, выступая всемером (а то и впятером) команда сумела забраться в плей-офф, причем до последнего тура регулярного сезона имела шанс стать не восьмой, а седьмой! Ходят слухи, что некоторое время Александр Церковный даже поддерживал команду из личных средств, но, естественно, продолжаться постоянно это не могло…
Накануне отъезда из «Ярославля» Михаил Терехов высказал свою версию событий:
– Мы, как вид спорта, здесь никому не интересны, – пояснил главный тренер команды. – Зампред правительства Максим Авдеев, который, якобы, курировал наш клуб, за полтора сезона не нашел возможности даже встретиться с командой. У других ярославских клубов по игровым видам, есть серьезные покровители на федеральном уровне, поэтому они даже при отсутствии спортивного прогресса могут не беспокоиться о своем будущем. У нас таких не было – потому не стало и будущего.
Итак: есть ли шанс у «лучшей игры с мячом» вновь возродиться на Ярославской земле? Об этом – в четвертой, заключительной части нашего повествования.
Ярик Мудров