На днях в нашем, как известно, весьма академическом городе, произошла весьма поучительная история. Некий студент, отправляясь в час пик на занятия, не сумел пробраться к валидатору. Как его толпа соотечественников мимо поручня протащила, так к стенке и прижала. А он же – студент, не пауэрлифтер какой. Против народа-то переть ради какой-то карточки.
Штраф в 2000 рублей
В принципе, прижала и прижала – стой, дыши, вспоминай бином ньютона или хроматические секвенции в музыке Мусорского, ежели гуманитарий. Студент так и поступил, справедливо посчитав, что на выходе он того поручня точно не избежит. Однако не так сталось, как мечталось: когда на выходе он потянулся проездным к заветному окошечку, оно уже не светилось. А рядом стоял товарищ из контрольно-ревизионной службы ГКУ «Организация перевозок Ярославской области». Который тут же влепил юноше двухтысячный штраф за безбилетный проезд.
Казалось бы – история не стоит выеденного яйца, тем более, что она уже широко освещалась в многочисленных региональных СМИ. Однако, похоже, те, кто излагал ее, не слишком сильно вдумывались в содержание инцидента. Потому что, при наличии действующего и пополненного студенческого билета, о безбилетном проезде речь принципиально идти не могла. Студенческий проездной – отнюдь не банковская карточка. Он – безлимитный, то есть действует не на количество поездок, а на определенный период времени. И, конечно, когда студент его пополняет, то обеспечивает себе месяц свободного проезда на том транспорте, который выбрал. До следующего срока пополнения деньги тут вообще не при чем. Нет, как говорят юристы, самого события правонарушения
«А зачем же тогда касаться им валидатора?» – спросит тут читатель еще более вдумчивый, чем автор этих строк. И мы ответим – для того, чтобы действительно не допускать безбилетного проезда. Потому что так можно вообще без всякого документа ездить. Но у студента проездной был. Он его предоставил контролеру-ревизору и мог доказать, что проездной – действующий. То есть поездка его по факту – оплачена.
Откуда в этой ситуации может взяться штраф?
С этим вопросом мы обратились сначала по телефону МБУ «Яргортранс». Однако оказалось что по опубликованному там телефону, предназначенному, как написано на сайте «Для обращений по всем вопросам, замечаниям и жалобам», отвечают просто кассиры, продающие проездные. Они, естественно, работу ревизоров контролируют. В компании «Яроблтранском», куда нам посоветовали обратиться, в ситуацию вникли, но тоже помочь ничем не смогли. Пришлось искать телефоны ГКУ «Организатор перевозок Ярославской области». Причем оказалось, что сами по себе они нигде не упомянуты. Только в списке юридических лиц Ярославской области удалось найти два номера – стационарный и мобильный. Первый оказался «выключен или не подключен к станции». Второй приветствовал нас бодрым голосом – но отнюдь не директора предприятия Сергея Волканевского, а автоответчика, предложившего изложить проблему. Ну, что ж – пришлось изложить. Можно считать даже этот текст официальным запросом СМИ к официальному источнику.
Студенту же, у которого еще есть десять дней на обжалование действий должностного лица , очень рекомендуем обратиться в суд. Исковое заявление ему вполне помогут написать друзья-юристы, обучающиеся на соседнем факультете – сегодня в Ярославле нет вуза, где не обучали бы этой профессии. Будет им практика, а контролерам-ревизорам – прецедент. Понятно, что чем больше штрафов, тем толще их кошелек, но надо же думать не только о букве, но и о духе закона.
Ярик Мудров